Основная общеобразовательная программа – образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ п Тыр Ульчского муниципального района Хабаровского края Срок реализации 2023 – 2024 гг.
Описание образовательной программы
Общие положения
Данный документ — основная образовательная программа
начального общего образования (далее ООП НОО) предназначен для сопровождения
деятельности образовательной организации по созданию программы начального
общего образования и отражает вариант конкретизации требований Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования
(далее ФГОС НОО), предъявляемых к данному уровню общего образования. В
соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» ООП
включает набор учебно-методической документации, которая определяет
наполняемость и характеристику целевого, содержательного и организационного
разделов программы начального общего образования.
Любой образовательной организации целесообразно
использовать ООП как документ, определяющий стратегию образовательной
деятельности конкретного уровня образования. Вместе с тем такой вариант
представления программы начального общего образования не предполагает
механического, формального её копирования. Это связано с тем, что при создании
своей программы начального общего образования образовательная организация
должна учитывать следующие требования.
1.
Программа строится с учётом особенностей социально-экономического развития
региона, специфики географического положения, природного окружения,
этнокультурных особенностей и истории края; конкретного местоположения
образовательной организации.
2.
При подготовке программы учитываются статус младшего школьника, его
типологические психологические особенности и возможности, что гарантирует
создание комфортных условий для осуществления учебной деятельности без вреда
для здоровья и эмоционального благополучия каждого ребёнка.
3.
При необходимости программа начального общего образования предполагает
создание индивидуальных учебных планов, особенно в случаях поддержки одарённых
младших школьников (в том числе для ускоренного обучения) или детей, входящих в
особые социальные группы (дети мигрантов; дети с особым состоянием здоровья, с
девиантным поведением и др.).
4.
Обязательным требованием является учёт запросов родителей (законных
представителей) обучающегося: организация курсов внеурочной деятельности,
факультативные занятия, индивидуальные консультации и др.
5.
Образовательная организация обязана учитывать санитарно-эпидемиологические
правила и гигиенические нормативы к организации обучения. С учётом современной
действительности в образовательной программе должны быть прописаны требования к
обучению в дистанционном режиме.
Основная образовательная программа построена в
соответствии с логикой представления образовательной организацией программы
начального общего образования и раскрывает возможный вариант наполнения
следующих разделов: целевой, содержательный, организационный.
Целевой раздел ООП отражает основные цели
начального общего образования, те психические и личностные новообразования,
которые могут быть сформированы у младшего школьника к концу его обучения на
первом школьном уровне. Раздел включает рекомендации по учёту специфики
региона, особенностей функционирования образовательной организации и
характеристику контингента обучающихся. Обязательной частью целевого раздела
является характеристика планируемых результатов обучения, которые должны быть
достигнуты обучающимся-выпускником начальной школы, независимо от типа,
специфики и других особенностей образовательной организации. Планируемые
результаты в соответствии с ФГОС НОО включают личностные, метапредметные и
предметные достижения младшего школьника на конец его обучения в начальной
школе. Личностные результаты отражают новообразования ребёнка, отражающие его
социальный статус: сформированность гражданской идентификации, готовность к
самообразованию, сформированность учебно-познавательной мотивации и др.
Метапредметные результаты характеризуют уровень становления универсальных
учебных действий (познавательных, коммуникативных, регулятивных) как
показателей умений обучающегося учиться, общаться со взрослыми и сверстниками,
регулировать своё поведение и деятельность. Предметные результаты отражают
уровень и качество овладения содержанием учебных предметов, которые изучаются в
начальной школе.
Даются рекомендации к возможному расширению и
уточнению планируемых результатов с учётом особенностей функционирования
образовательной организации (наличие индивидуальных программ обучения,
модульный принцип обучения, кадровый состав преподавателей высокой
квалификации, родной язык обучения др.).
В целевом разделе представлены единые подходы к
системе оценивания достижений планируемых результатов освоения программы
начального общего образования. Даются рекомендации по контролю метапредметных
результатов обучения и требования к его организации.
Содержательный раздел ООП включает характеристику
основных направлений урочной деятельности образовательной организации (рабочие
программы учебных предметов, модульных курсов), обеспечивающих достижение
обучающимися личностных, предметных и метапредметных результатов. Раскрываются
подходы к созданию индивидуальных учебных планов, соответствующих
«образовательным потребностям и интересам обучающихся» (пункт 6.3. ФГОС НОО). В
раздел включены требования к разработке индивидуальных учебных планов для
обучающихся, проявляющих особые способности в освоении программы начального
общего образования, а также требования к разработке программ обучения для детей
особых социальных групп. Раскрываются общие подходы к созданию рабочих программ
по учебным предметам, даётся пример их конкретной разработки. Рассматриваются
подходы к созданию образовательной организацией программы формирования
универсальных учебных действий на основе интеграции предметных и метапредметных
результатов обучения. Характеризуется вклад учебного предмета в становление и
развитие УУД младшего школьника.
В ООП представлен возможный вариант рабочих программ
по всем учебным предметам начальной школы. Тематическое планирование выделено в
отдельный документ, который не входит в текст данного документа, но его можно
найти на сайте https://edsoo.ru.
Представлен вариант программы воспитания, который
образовательная организация может использовать как образец для создания своей
программы с возможной корректировкой в соответствии с условиями
жизнедеятельности образовательной организации, преемственности и
перспективности построения системы воспитательной работы с обучающимися.
Организационный раздел даёт характеристику условий
организации образовательной деятельности, раскрывает особенности построения
учебного плана и плана внеурочной деятельности, календарных учебных графиков и
планов воспитательной работы. Предлагаются рекомендации по учёту особенностей
функционирования образовательной организации, режима её работы и местных
условий. Раскрываются возможности дистанционного обучения и требования к его
организации в начальной школе.